На рубеже двух веков Антон Павлович является признанным прозаиком уже не только в России, но и за рубежом. Но здоровье его становится всё хуже и хуже. Писатель вынужденно переезжает в Ялту, продолжая заниматься драматургией. Здесь же он отсылает на публикацию рассказ «Дама с собачкой». Судьба даёт ему ещё немного времени, и он успевает закончить два своих последних шедевра – «Три сестры» и «Вишнёвый сад».

Главная страница

Безотцовщина


Скачать произведение Чехова - "Безотцовщина"

безделье?..
     С о ф ь я  Е г о р о в н а. Оставьте! Не кричите! Идут...

                             Проходят гости.

     П л а т о н о в. Черт с ними! Пусть все слышат! (Тихо.) Извините меня
за резкость...  Но ведь я любил вас!  Я любил вас больше всего на свете, а
потому вы и теперь мне дороги...  Я так любил эти волосы,  эти  руки,  это
лицо...  Для чего вы пудритесь,  Софья Егоровна?  Бросьте! Эх! Попадись вы
другому человеку, вы скоро бы поднялись, а здесь вы еще больше погрязнете!
Бедная...  Будь у меня,  несчастного,  силы, вырвал бы я с корнем и себя и
вас из этого болота...

                                  Пауза.

Жизнь! Отчего мы живем не так, как могли бы?!
     С о ф ь я  Е г о р о в н а (встает и закрывает руками лицо). Оставьте
меня!

                               В доме шум.

Отойдите! (Идет к дому.)
     П л а т о н о в (идет за ней).  Отнимите от лица руки! Вот так! Вы не
уедете?  Ведь нет?  Будемте друзьями,  Софи!  Ведь не уедете? Мы будем еще
беседовать? Да?

               В доме усиленный шум и беганье по лестнице.

     С о ф ь я  Е г о р о в н а. Да.
     П л а т о н о в. Будемте друзьями,  моя  дорогая...  Зачем  нам  быть
врагами? Позвольте... Еще пару слов...

            Выбегает из дома  В о й н и ц е в  и за ним гости.


                               ЯВЛЕНИЕ XIX

                Те же, В о й н и ц е в  с  г о с т я м и,
          потом  А н н а  П е т р о в н а  и  Т р и л е ц к и й.

     В о й н и ц е в (вбегая).   Ах...   Вот   они,  самые  главные!  Идем
фейерверки зажигать!  (Кричит.) Яков,  к реке марш!  (Софье Егоровне.)  Не
передумала, Софи?
     П л а т о н о в. Не уедет, здесь останется...
     В о й н и ц е в. Да?  В  таком  случае  ура!  Руку,  Михаил Васильич!
(Пожимает Платонову руку.) Я всегда верил в твое  красноречие!  Идем  огни
зажигать! (Идет с гостями в глубину сада.)
     П л а т о н о в (после паузы).  Да,  такие-то дела, Софья Егоровна...
Гм...
     Г о л о с  В о й н и ц е в а. Maman, где вы? Платонов!

                                  Пауза.

     П л а т о н о в. Пойду-ка,  черт  возьми,  и  я...  (Кричит.)  Сергей
Павлович,  подожди,  не зажигай без меня!  Пошли,  братец, Якова ко мне за
шаром! (Убегает в сад.)
     А н н а  П е т р о в н а   (выбегает  из  дома).  Подождите!  Сергей,
подожди,  еще не все сошлись!  Стреляйте пока из  пушки!  (Софье.)  Идите,
Софи! Чего приуныли?
     Г о л о с  П л а т о н о в а.  Сюда,  барынька! Затянем старую песню,
не начиная новой!
     А н н а  П е т р о в н а. Иду, моншер! (Убегает.)
     Г о л о с  П л а т о н о ва.  Кто со мной в лодку? Софья Егоровна, не
хотите ли со мной на реку?
     С о ф ь я  Е г о р о в н а. Идти или не идти? (Думает.)
     Т р и л е ц к и й (входит).  Эй! Где вы? (Поет.) Иду, иду! (Смотрит в
упор на Софью Егоровну.)
     С о ф ь я  Е г о р о в н а. Что вам нужно?
     Т р и л е ц к и й. Ничего-с...
     С о ф ь я  Е г о р о в н а.  Ну так  и  отойдите!  Я  не  расположена
сегодня ни беседовать, ни слушать...
     Т р и л е ц к и й. Знаю, знаю...

                                  Пауза.

Мне ужасно почему-то хочется провести пальцем по вашему лбу:  из чего он у
вас сделан?  Ужасно хочется!..  Не для того, чтобы оскорбить вас, а так...
для контенансу...
     С о ф ь я  Е г о р о в н а.  Шут!  (Отворачивается.) Не комик, а шут,
паяц!
     Т р и л е ц к и й. Да...  Шут...  За шутовство я и харчи  получаю  от
генеральши...  Ну  да-с...  И деньги карманные...  А когда надоем,  меня с
позором выгонят из этих местов.  Ведь верно говорю-с?  Впрочем,  это не  я
один  говорю...  Это  говорили и вы,  когда изволили гостить у Глагольева,
этого масона нашего времени...
     С о ф ь я  Е г о р о в н а.  Хорошо,  хорошо...  Очень рада,  что вам
передали...  Теперь  вы  знаете,  значит,  что  я  умею  отличать шутов от
остроумных людей!  Будь вы актером,  вы были бы фаворитом райка, но партер
шикал бы вам... Я вам шикаю.
     Т р и л е ц к и й. Острота    удачна    до    сверхъестественности...
Похвально...  Честь  имею  кланяться!  (Кланяется.) До приятного свидания!
Побеседовал бы еще с вами, но... робею, поражен! (Идет в глубину сада.)
     С о ф ь я  Е г о р о в н а  (стучит  ногой).  Негодный!  Не знает он,
какого я о нем мнения! Пустой человечишка!
     Г о л о с  П л а т о н о ва. Кто на реку со мной?
     С о ф ь я  Е г о р о в н а.  Ээ...  Чему  быть,  тому  не   миновать!
(Кричит.) Иду! (Убегает.)


                                ЯВЛЕНИЕ XX

     Г л а г о л ь е в  1  и  Г л а г о л ь е в  2  выходят из дома.

     Г л а г о л ь е в  1. Лжешь! Лжешь, скверный мальчишка!
     Г л а г о л ь е в  2.  Что  за глупости?  С какой стати я буду врать?
Спроси ее самое,  если не веришь!  Как только ты ушел, я вот на этой самой
скамье шепнул ей два-три слова,  обнял,  чмокнул...  Попросила сначала три
тысячи, ну а я поторговался и сошелся на тысяче! Дай же мне тысячу рублей!
     Г л а г о л ь е в  1.  Кирилл,  дело идет о чести женщины!  Не пачкай
этой чести, она свята! Замолчи!
     Г л а г о л ь е в  2. Клянусь честью! Не веришь? Клянусь всем святым!
Дай же тысячу рублей! Я сейчас же поднесу ей эту тысячу...
     Г л а г о л ь е в  1.  Ужасно...  Лжешь ты!  Она пошутила с тобой,  с
глупцом!
     Г л а г о л ь е в  2.  Но...  Обнял ее,  тебе  говорят!  Что  же  тут
удивительного?  Все женщины теперь таковы!  Не верь их невинности!  Знаю я
их! А ты еще тоже жениться хотел! (Хохочет.)
     Г л а г о л ь е в  1.  Ради бога, Кирилл! Ты знаешь, что такое значит
клевета?
     Г л а г о л ь е в  2.  Дай тысячу рублей!  Я при тебе  вручу  ей  эту
тысячу!  На  этой  самой  скамье  я обнял ее,  поцеловал и поторговался...
Клянусь!  Чего же тебе еще нужно?  Для того я и прогнал тебя,  чтобы с нею
поторговаться!  Он не верит,  что я умею побеждать женщин! Предложи ей две
тысячи, и она твоя! Знаю я женщин, брат!
     Г л а г о л ь е в  1  (вынимает  из кармана бумажник и бросает его на
землю). Возьми!

             Глагольев 2 поднимает бумажник и считает деньги.

     Г о л о с  В о й н и ц е в а. Я начинаю! Maman, стреляйте! Трилецкий,
полезай на беседку! Кто это на коробку наступил? Вы!
     Г о л о с  Т р и л е ц к о г о.  Лезу,  черт меня подери!  (Хохочет.)
Кто это? Бугрова раздавили! Я Бугрову на голову наступил! Где спички?
     Г л а г о л ь е в  2  (в  сторону).  Я  отмщен!  (Кричит.)   Ура-а-а!
(Убегает.)
     Т р и л е ц к и й. Кто это там орет? Дайте ему по шеям!
     Г о л о с  В о й н и ц е в а. Начинать?
     Г л а г о л ь е в  1.  (хватает себя за голову).  Боже мой!  Разврат!
Гной!  Я молился ей!  Прости ее,  господи!  (Садится на скамью и закрывает
лицо руками.)
     Г о л о с  В о й н и ц е в а.  Кто веревочку взял?  Maman, как вам не
стыдно? Где моя веревочка, что тут лежала?
     Г о л о с  А н н ы  П е т р о в н ы. Вот она, ротозей!
     Г л а г о л ь е в  1 (валится со скамьи).
     Г о л о с  А н н ы  П е т р о в н ы.  Вы! Кто вы? Не топчитесь здесь!
(Кричит.) Дай сюда! Дай сюда!

                   Вбегает  С о ф ь я  Е г о р о в н а.


                               ЯВЛЕНИЕ XXI

                    С о ф ь я  Е г о р о в н а (одна).

     С о ф ь я  Е г о р о в н а (бледная,  с помятой прической).  Не могу!
Это уж слишком,  выше сил моих! (Хватает себя за грудь.) Гибель моя или...
Счастье!  Душно  здесь!..  Он  или  погубит,  или...  вестник новой жизни!
Приветствую, благословляю... тебя, новая жизнь! Решено!
     Г о л о с  В о й н и ц е ва (кричит). Берегись!

                                Фейерверк.


                              КАРТИНА ВТОРАЯ

     Лес. Просека. У начала просеки, с левой стороны - школа. По  просеке,
теряющейся вдали, тянется полотно железной  дороги,  которое  возле  школы
           поворачивает направо. Ряд телеграфных столбов. Ночь.


                                ЯВЛЕНИЕ I

       С а ш а (сидит у открытого окна) и  О с и п (с ружьем через
                        спину, стоит перед окном).

     О с и п. Как  это  случилось?  Очень  просто...  Иду  я  по  узлеску,
недалече отсюда, смотрю, а она стоит в балочке: подсучила платье и лопухом
из ручья воду черпает.  Зачерпнет да и выпьет,  зачерпнет да и  выпьет,  а
потом  голову  помочит...  Я спустился вниз,  подошел близко да и гляжу на
нее...  Она и внимания не обращает:  дурак,  мол, ты, мужик, мол, зачем же
мне  на  тебя внимание обращать в таком Случае?  "Сударыня,  говорю,  ваше
превосходительство,  попить холодной водицы,  знать, захотели?" - "А тебе,
говорит,  какое  дело?  Ступай  отсюда туда,  откуда пришел!" Сказала и не
смотрит...  Я обробел...  Меня и стыд взял,  и  обидно  стало,  что  я  из
мужицкого звания...  "Чего смотришь на меня,  дуралей?  Не видал, говорит,
никогда людей,  что ли?"  И  посмотрела  на  меня  проницательно...  "Аль,
говорит,  понравилась?" - "Страсть, говорю, понравились! Уж такая вы,


1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37 


Чехов в Википедии

тут вы найдете полное описание