На рубеже двух веков Антон Павлович является признанным прозаиком уже не только в России, но и за рубежом. Но здоровье его становится всё хуже и хуже. Писатель вынужденно переезжает в Ялту, продолжая заниматься драматургией. Здесь же он отсылает на публикацию рассказ «Дама с собачкой». Судьба даёт ему ещё немного времени, и он успевает закончить два своих последних шедевра – «Три сестры» и «Вишнёвый сад».

Главная страница

Безотцовщина


Скачать произведение Чехова - "Безотцовщина"

стрелок?  Тоже  подслушивал?  Прочь  отсюда!  Или
постой... Догони Венгеровича и сними с него цепь!
     О с и п (встает). Какую цепь?
     П л а т о н о в. У него на груди висит большая золотая  цепь!  Догони
его и сними!  Живей!  (Стучит ногами.) Скорей,  а то не догонишь! Он бежит
теперь к деревне, как сумасшедший!
     О с и п. А вы к генеральше?
     П л а т о н о в. Беги скорей,  негодяй!  Не бей его,  а только  сними
цепь! Пошел! Чего стоишь? Беги!

                            О с и п  убегает.

(После паузы.) Идти...  Идти или не идти? (Вздыхает.) Идти... Пойду затяну
длинную, в сущности скучную, безобразную песню... Я же думал, что я хожу в
прочной броне!  А что же оказывается?  Женщина сказала  слово,  и  во  мне
поднялась буря...  У людей мировые вопросы,  а у меня женщина! Вся жизнь -
женщина!  У Цезаря - Рубикон,  у меня - женщина... Пустой бабник! Не жалко
было бы, если бы не боролся, а то ведь борюсь! Слаб, бесконечно слаб!
     С а ш а (в окно). Миша, ты здесь?
     П л а т о н о в. Здесь, мое бедное золото!
     С а ш а. Иди в комнату!
     П л а т о н о в. Нет,  Саша!  Я хочу побыть на воздухе. У меня голова
трещит. Спи, мой ангел!
     С а ш а. Спокойной ночи!  (Закрывает окно.) Платонов. Тяжело надувать
того, кто верит безгранично! Я и вспотел и покраснел... Иду! (Идет.)

                 Навстречу ему идут  К а т я  и  Я к о в.


                               ЯВЛЕНИЕ XIV

                  П л а т о н о в, К а т я  и  Я к о в.

     К а т я (Якову).  Постой здесь...  Я сейчас... Только книгу возьму...
Не уйди же, смотри! (Идет навстречу Платонову.)
     П л а т о н о в (увидев Катю). Ты? Что тебе?
     К а т я (испугавшись). Ах... это вы? Мне вас нужно.
     П л а т о н о в. Это  ты,  Катя?  Все,  начиная  с  барыни  и  кончая
горничной, все - ночные птицы! Что тебе?
     К а т я (тихо). Вам барыня письмо прислала.
     П л а т о н о в. Что?
     К а т я. Вам барыня письмо прислала!
     П л а т о н о в. Что врешь? Какая барыня?
     К а т я (тише). Софья Егоровна...
     П л а т о н о в. Что?  Ты  с  ума  сошла?  Окати себя холодной водой!
Пошла вон отсюда!
     К а т я (подает письмо). Вот оно!
     П л а т о н о в (вырывает письмо).  Письмо... письмо... Какое письмо?
Нельзя было завтра принести? (Распечатывает.) Как же я его буду читать?
     К а т я. Просили как можно скорей...
     П л а т о н о в (зажигает спичку). Черт вас носит! (Читает.) "Я делаю
первый шаг.  Иди, сделаем его вместе. Я воскресаю. Иди и бери. Твоя". Черт
знает...  Телеграмма  какая-то!  "Жду  до  четырех  часов  в беседке около
четырех столбов. Пьяный муж уехал с молодым Глагольевым на охоту. Вся твоя
С.".  Этого еще недоставало!  Боже мой! Этого еще недоставало! (Кате.) Что
смотришь?
     К а т я. Как же мне не смотреть, если у меня глаза есть?
     П л а т о н о в. Выколи себе свои глаза! Это ко мне письмо?
     К а т я. К вам-с...
     П л а т о н о в. Врешь! Прочь отсюда!
     К а т я. Слушаю-с.

                          Уходит с  Я к о в о м.


                                ЯВЛЕНИЕ XV

                         П л а т о н о в (один).

     П л а т о н о в (после  паузы).  Вот  они,  последствия...  Доигрался
малый!  Исковеркал женщину,  живое существо, так, без толку, без всякой на
то надобности...  Прроклятый язык!  Довел до чего...  Что теперь делать? А
ну-ка,  мудрая  ты  голова,  подумай!  Брани  себя  теперь,  рви волосы...
(Думает.) Ехать!  Сейчас же ехать и не сметь показываться сюда  до  самого
страшного  суда!  Марш  отсюда  на  все четыре стороны,  в ежовые рукавицы
нужды, труда! Лучше худшая жизнь, чем эта с этой историей!

                                  Пауза.

Еду... Но...  неужели Софья на самом-таки деле любит меня?  Да? (Смеется.)
За что? Как всё темно и странно на этом свете!

                                  Пауза.

Странно... Неужели эта прекрасная,  мраморная женщина с чудными волосами в
состоянии  полюбить нищего чудака?  Неужели любит?  Невероятно!  (Зажигает
спичку и пробегает письмо.) Да...  Меня? Софья? (Хохочет.) Любит? (Хватает
себя за грудь.) Счастье!  Да ведь это счастье!  Это мое счастье! Это новая
жизнь,  с новыми лицами,  с новыми декорациями!  Иду! Марш в беседку около
четырех  столбов!  Жди,  моя  Софья!  Была  ты  и  будешь  моей!  (Идет  и
останавливается.) Не пойду!  (Идет обратно.)  Разбивать  семью?  (Кричит.)
Саша,  иду  в  комнату!  Отворяй!  (Хватает себя за голову.) Не пойду,  не
пойду... не пойду!

                                  Пауза.

Пойду! (Идет.)  Иди,  разбивай,  топчи,   оскверняй...   (Сталкивается   с
Войницевым и Глагольевым 2.)


                               ЯВЛЕНИЕ XVI

        П л а т о н о в, В о й н и ц е в  и  Г л а г о л ь е в  2.
       В о й н и ц е в  и  Г л а г о л ь е в  2  вбегают с ружьями
                               через спину.

     В о й н и ц е в. Вот он!  Вот он!  (Обнимает Платонова.) Ну? На охоту
едем!
     П л а т о н о в. Нет... Постой!
     В о й н и ц е в. Что рвешься,  друг?  (Хохочет.) Пьян, я пьян! Первый
раз  в  жизни  пьян!  Боже  мой,  как  я  счастлив!  Друг  мой!  (Обнимает
Платонова.) Едем? Она послала меня... Приказала настрелять для нее дичи...
     Г л а г о л ь е в  2. Скорей едемте! Уже светает...
     В о й н и ц е в. Ты слышал,  что мы выдумали?  Не гениально разве? Мы
думаем Гамлета сыграть! Честное слово! Такой театр удерем, что даже чертей
затошнит! (Хохочет.) Как ты бледен... И ты пьян?
     П л а т о н о в. Пусти... Пьян.
     В о й н и ц е в. Постой...  Моя идея!  Завтра же  начинаем  декорации
писать! Я - Гамлет,  Софи - Офелия,  ты - Клавдий,  Трилецкий - Горацио...
Как я счастлив!  Доволен!  Шекспир, Софи, ты и maman! Больше мне ничего не
нужно! Впрочем, еще Глинка. Ничего больше! Я Гамлет...

                             И этому злодею,
                   Стыд женщины, супруги, матери забыв,
                           Могла отдаться ты!..

(Хохочет.) Чем не Гамлет?
     П л а т о н о в (вырывается и бежит). Подлец! (Убегает.)
     В о й н и ц е в. Тюлюлю! Пьян! Важно! (Хохочет.) Каков наш друг?
     Г л а г о л ь е в 2. Наспиртован... Едем! Войницев. Едем... И вы были
бы  моим  другом,  если бы...  Офелия!  О нимфа,  помяни мои грехи в твоих
святых молитвах!

                                 Уходят.
                        Слышен шум идущего поезда.


                               ЯВЛЕНИЕ XVII

                        О с и п  и потом  С а ш а.

     О с и п (вбегает с цепью).  Где он? (Оглядывается.) Где он? Ушел? Нет
его? (Свистит.) Михаил Васильич! Михаил Васильич! Ау!

                                  Пауза.

Нет? (Подбегает  к  окну  и  стучит.)  Михаил  Васильич!  Михаил Васильич!
(Разбивает стекло.)
     С а ш а (в окно). Кто здесь?
     О с и п. Позовите Михаила Васильича! Скорей!
     С а ш а. Что случилось? Его нет в комнате!
     О с и п (кричит).  Нет?  Пошел к генеральше, значит! Генеральша здесь
была и к себе его звала!  Всё пропало,  Александра Ивановна!  К генеральше
пошел он, проклятый!
     С а ш а. Лжешь!
     О с и п. Накажи меня господь,  к генеральше!  Всё слышал и видел! Они
тут обнимались, целовались...
     С а ш а. Лжешь!
     О с и п. Чтоб ни отцу моему,  ни матери не увидать царства небесного,
коли вру!  К генеральше!  От жены ушел! Догоните его, Александра Ивановна!
Нет,  нет...  Всё пропало! И вы несчастная теперь! (Снимает с плеч ружье.)
Она приказала мне в последний раз, а я исполняю в последний раз! (Стреляет
в  воздух.)  Пусть  встречает!  (Бросает  ружье  на  землю.)  Зарежу  его,
Александра Ивановна!  (Перепрыгивает через насыпь и садится на  пень.)  Не
беспокойтесь, Александра Ивановна... не беспокойтесь... Я его зарежу... Не
сомневайтесь...

                            Показываются огни.

     С а ш а (выходит в ночной кофточке, с распущенными волосами). Ушел...
Обманул... (Рыдает.) Пропала я... Убей меня, господи, после этого...

                                 Свисток.

Под машину лягу...  Не хочу я жить... (Ложится на рельсы.) Обманул... Убей
меня, божья матерь!

                                  Пауза.

Прости, господи... Прости, господи... (Вскрикивает.) Коля! (Поднимается на
колени.) Сын! Спасите! Спасите! Вот она, машина, идет!.. Спасите!

                        Осип подскакивает к Саше.

(Падает на рельсы.) Ах...
     Осип (берет ее и несет в школу). Зарежу... Не беспокойтесь!

                               Идет поезд.

                          Конец второго действия


                             ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

     Комната в школе. Направо и  налево  двери.  Шкаф  с  посудой,  комод,
старый фортепиан, стулья, диван, обитый клеенкой, гитара  и  т. п.  Полный
                               беспорядок.


                                ЯВЛЕНИЕ I

             С о ф ь я  Е г о р о в н а  и  П л а т о н о в.
         Платонов спит на диване, у окна. Лицо закрыто


1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37 


Чехов в Википедии

тут вы найдете полное описание