|
Исповедь, или оля, женя, зоя
(ПИСЬМО)
- Вы, ma chere, 1 мой дорогой, незабвенный друг, в своём милом письме спрашиваете меня между прочим, почему я до сих пор не женат, несмотря на свои 39 лет?
-
Моя дорогая! Я всей душой люблю семейную жизнь и не женат потому только, что каналье судьбе не угодно было, чтобы я женился. Жениться собирался я раз 15 и не женился потому, что всё на этом свете, в особенности же моя жизнь, подчиняется случаю, всё зависит от него! Случай — деспот. Привожу несколько случаев, благодаря которым я до сих пор влачу свою жизнь в презренном одиночестве...
СЛУЧАЙ ПЕРВЫЙ
- Было восхитительное июньское утро. Небо было чисто, как самая чистая берлинская лазурь. Солнце играло в реке и скользило своими лучами по росистой траве. Река и зелень, казалось, были осыпаны дорогими алмазами. Птицы пели, как по нотам... Мы шли по аллейке, усыпанной жёлтым песком, и счастливыми грудями вдыхали в себя ароматы июньского утра. Деревья смотрели на нас так ласково, шептали нам что-то такое, должно быть, очень хорошее, нежное... Рука Оли Груздовской (которая теперь за сыном вашего исправника) покоилась на моей руке, и её крошечный мизинчик дрожал на моём большом пальце... Щёчки её горели, а глаза... О, ma chere, это были чудные глаза! Сколько прелести, правды, невинности, весёлости, детской наивности светилось в этих голубых глазах! Я любовался её белокурыми косами и маленькими следами, которые оставляли на песке её крошечные ножки...
- — Жизнь свою, Ольга Максимовна, посвятил я науке,— шептал я, боясь, чтобы её мизинчик не сполз с моего большого пальца.— В будущем ожидает меня профессорская кафедра... На моей совести вопросы... научные... Жизнь трудовая, полная забот, высоких... как их... Ну, одним словом, я буду профессором... Я честен, Ольга Максимовна... Я не богат, но... Мне нужна подруга, которая бы своим присутствием (Оля сконфузилась и опустила глазки; мизинчик задрожал)... которая бы своим присутствием... Оля! взгляните на небо! Оно чисто... но и жизнь моя так же чиста, беспредельна...
- Не успел мой язык выкарабкаться из этой чуши, как Оля подняла голову, рванула от меня свою руку и захлопала в ладоши. Навстречу нам шли гуси и гусята. Оля подбежала к гусям и, звонко хохоча, протянула к ним свои ручки... О, что это были за ручки, ma chere!
- — Тер... тер... тер...— заговорили гуси, поднимая шеи и искоса поглядывая на Олю.
- — Гуся, гуся, гуся! — закричала Оля и протянула руку за гусенком.
- Гусёнок был умён не по летам. Он побежал от Олиной руки к своему папаше, очень большому и глупому гусаку, и, по-видимому, пожаловался ему. Гусак растопырил крылья. Шалунья Оля потянулась за другим гусёнком. В это время случилось нечто ужасное. Гусак пригнул шею к земле и, шипя, как змея, грозно зашагал к Оле. Оля взвизгнула и побежала назад. Гусак за ней. Оля оглянулась, взвизгнула сильней и побледнела. Её красивое девичье личико исказилось ужасом и отчаянием. Казалось, что за ней гналось триста чертей.
- Я поспешил к ней на помощь и ударил по голове гусака тростью. Негодяю-гусаку удалось-таки ущипнуть её за кончик платья. Оля с большими глазами, с исказившимся лицом, дрожа всем телом, упала мне на грудь...
- — Какая вы трусиха! — сказал я.
- — Побейте гуску! — сказала она и заплакала...
-
Сколько не наивного, не детского, а идиотского было в этом испугавшемся личике! Не терплю, ma chere, малодушия! Не могу вообразить себя женатым на малодушной, трусливой женщине! Гусак испортил всё дело... Успокоивши Олю, я ушёл домой, и малодушное до идиотства личико застряло в моей голове... Оля потеряла для меня всю прелесть. Я отказался от неё.
СЛУЧАЙ ДРУГОЙ
- Вы, конечно, знаете, мой друг, что я писатель. Боги зажгли в моей груди священный огонь, и я считаю себя не вправе не браться за перо. Я жрец Аполлона... Всё до единого биения сердца моего, все вздохи мои, короче — всего себя я отдал на алтарь муз. Я пишу, пишу, пишу... Отнимите у меня перо — и я помер. Вы смеётесь, не верите... Клянусь, что так!
- Но вы, конечно, знаете, ma chere, что земной шар — плохое место для искусства. Земля велика и обильна, 2 но писателю жить в ней негде. Писатель — это вечный сирота, изгнанник, козёл отпущения, беззащитное дитя... Человечество разделяю я на две части: на писателей и завистников. Первые пишут, а вторые умирают от зависти и строят разные пакости первым. Я погиб, погибаю и буду погибать от завистников. Они испортили мою жизнь. Они забрали в руки бразды правления в писательском деле, именуют себя редакторами, издателями и всеми силами стараются утопить нашу братию. Проклятие им!!
- Слушайте...
- Некоторое время я ухаживал за Женей Пшиковой, Вы, конечно, помните это милое, черноволосое, мечтательное дитя... Она теперь замужем за вашим соседом Карлом Ивановичем Ванце (a propos: 3 по-немецки Ванце значит... клоп. Не говорите этого Жене, она обидится). Женя любила во мне писателя. Она так же глубоко, как и я, верила в моё назначение. Она жила моими надеждами. Но она была молода! Она не могла понимать ещё упомянутого разделения человечества на две части! Она не верила в это разделение! Не верила, и мы в один прекрасный день... погибли.
- Я жил на даче у Пшиковых. Меня считали женихом, Женю — невестой. Я писал, она читала. Что это за критик, ma chere! Она была справедлива, как Аристид, и строга, как Катон. 4 Произведения свои посвящал я ей... Одно из этих произведений сильно понравилось Жене. Женя захотела видеть его в печати. Я послал его в один из юмористических журналов. Послал первого июля и ответа ожидал через две недели. Наступило 15 июля. Мы с Женей получили желанный нумер. Поспешно распечатали его и прочли в почтовом ящике ответ. Она покраснела, я побледнел. В почтовом ящике напечатано было по моему адресу следующее: «Село Шлёндово. Г. М. Б—у. Таланта у вас ни капельки. Чёрт знает что нагородили! Не тратьте марок понапрасну и оставьте нас в покое. Займитесь чем-нибудь другим».
- Ну и глупо... Сейчас видно, что дураки писали.
- — Мммммм...— промычала Женя.
- — Ка-кие мерр-зав-цы!!! — пробормотал я.— Каково? И вы, Евгения Марковна, станете теперь улыбаться моему разделению?
- Женя задумалась и зевнула.
- — Что ж? — сказала она.— Может быть, у вас и на самом-таки деле нет таланта! Им это лучше знать. В прошлом году Фёдор Федосеевич со мной целое лето рыбу удил, а вы всё пишете, пишете... Как это скучно!
- Каково? И это после бессонных ночей, проведённых вместе над писаньем и читаньем! После обоюдного жертвоприношения музам... А?
-
Женя охладела к моему писательству, а следовательно, и ко мне. Мы разошлись. Иначе и быть не могло...
СЛУЧАЙ ТРЕТИЙ
- Вы, конечно, знаете, мой незабвенный друг, что я страшно люблю музыку. Музыка моя страсть, стихия... Имена Моцарта, Бетховена, Шопена, Мендельсона, Гуно — имена не людей, а гигантов! Я люблю классическую музыку. Оперетку я отрицаю, как отрицаю водевиль. Я один из постояннейших посетителей оперы. Хохлов, Кочетова, Барцал, Усатов, Корсов... 5 дивные люди! Как я жалею, что я не знаком с певцами! Будь я знаком с ними, я в благодарностях излил бы пред ними свою душу. В прошлую зиму я особенно часто ходил на оперу. Ходил я не один, а с семейством Пепсиновых. Жаль, что вы не знакомы с этим милым семейством! Пепсиновы каждую зиму абонируют ложу. Они преданы музыке всей душой... Украшением этого милого семейства служит дочь полковника Пепсинова — Зоя. Что это за девушка, моя дорогая! Одни её розовые губки способны свести с ума такого человека, как я! Стройна, красива, умна... Я любил её... Любил бешено, страстно, ужасно! Кровь моя кипела, когда я сидел с нею рядом. Вы улыбаетесь, ma chere... Улыбайтесь! Вам незнакома, чужда любовь писателя... Любовь писателя — Этна плюс Везувий. Зоя любила меня. Её глаза всегда покоились на моих глазах, которые постоянно были устремлены на её глаза... Мы были счастливы. До свадьбы был один только шаг...
- Но мы погибли.
- Давали «Фауста». «Фауста», моя дорогая, написал Гуно, а Гуно — величайший музыкант. Идя в театр, я порешил дорогой объясниться с Зоей в любви во время первого действия, которого я не понимаю. Великий Гуно напрасно написал первое действие!
- Спектакль начался. Я и Зоя уединились в фойе. Она сидела возле меня и, дрожа от ожидания и счастья, машинально играла веером. При вечернем освещении, ma chere, она прекрасна, ужасно прекрасна!
- — Увертюра,— объяснялся я в любви,— навела меня на некоторые размышления, Зоя Егоровна... Столько чувства, столько... Слушаешь и жаждешь... Жаждешь чего-то такого и слушаешь...
- Я икнул и продолжал:
- — Чего-то такого особенного... Жаждешь неземного... Любви? Страсти? Да, должно быть... любви... (Я икнул.) Да, любви...
- Зоя улыбнулась, сконфузилась и усиленно замахала веером. Я икнул. Терпеть не могу икоты!
- — Зоя Егоровна! Скажите, умоляю вас! Вам знакомо это чувство? (Я икнул.) Зоя Егоровна! Я жду ответа!
- — Я... я... вас не понимаю...
- — На меня напала икота... Пройдёт... Я говорю о том всеобъемлющем чувстве, которое... Чёрт знает что!
- — Вы выпейте воды!
- «Объяснюсь, да тогда уж и схожу в буфет»,— подумал я и продолжал:
- — Я скажу коротко, Зоя Егоровна... Вы, конечно, уж заметили...
- Я икнул и с досады на икоту укусил себя за язык.
- — Конечно, заметили (я икнул)... Вы меня знаете около года... Гм... Я честный человек, Зоя Егоровна! Я труженик! Я не богат, это правда, но...
- Я икнул и вскочил.
- — Вы выпейте воды! — посоветовала Зоя.
- Я сделал несколько шагов около дивана, подавил себе пальцами горло и опять икнул. Ма chere, я был в ужаснейшем положении! Зоя поднялась и направилась к ложе. Я за ней. Впуская её в ложу, я икнул и побежал в буфет. Выпил я воды стаканов пять, и икота как будто бы немножко утихла. Я выкурил папиросу и отправился в ложу. Брат Зои поднялся и уступил мне своё место, место около моей Зои. Я сел и тотчас же... икнул. Прошло минут пять — я икнул, икнул как-то особенно, с хрипом. Я поднялся и стал у дверей ложи. Лучше, ma chere, икать у дверей, чем над ухом любимой женщины! Икнул. Гимназист из соседней ложи посмотрел на меня и громко засмеялся... С каким наслаждением он, каналья, засмеялся! С каким наслаждением я оторвал бы ухо с корнем у этого молокососа-мерзавца! Смеётся в то время, когда на сцене поют великого «Фауста»! Кощунство! Нет, ma chere, когда мы были детьми, мы были много лучше. Кляня дерзкого гимназиста, я ещё раз икнул... В соседних ложах засмеялись.
- — Bis! — прошипел гимназист.
- — Чёрт знает что! — пробормотал полковник Пепсинов мне на ухо.— Могли бы и дома поикать, сударь!
- Зоя покраснела. Я ещё раз икнул и, бешено стиснув кулаки, выбежал из ложи. Начал я ходить по коридору. Хожу, хожу, хожу — и всё икаю. Чего я только не ел, чего не пил! В начале четвёртого акта я плюнул и уехал домой. Приехавши домой, я, как назло, перестал икать... Я ударил себя по затылку и воскликнул:
- — Икай теперь! Теперь можешь икать, освистанный жених! Нет, ты не освистанный! Ты не освистал себя, а... объикал!
- На другой день отправился я, по обыкновению, к Пепсиновым. Зоя не вышла обедать и велела передать мне, что видеться со мною по болезни не может, а Пепсинов тянул речь о том, что некоторые молодые люди не умеют держать себя прилично в обществе... Болван! Он не знает того, что органы, производящие икоту, не находятся в зависимости от волевых стимулов.
- Стимул, ma chere, значит двигатель.
- — Вы отдали бы свою дочь, если бы таковая имелась у вас,— обратился ко мне Пепсинов после обеда,— за человека, который позволяет себе в обществе заниматься отрыжкой? А? Что-с?
- — Отдал бы...— пробормотал я.
- — Напрасно-с!
- Зоя для меня погибла. Она не сумела простить мне икоты. Я погиб.
- Не описать ли вам ещё и остальные 12 случаев?
-
Описал бы, но... довольно! Жилы надулись на моих висках, слёзы брызжут, и ворочается печень... Братья-писатели, в нашей судьбе что-то лежит роковое! 6 Позвольте, ma chere, пожелать вам всего лучшего! Жму вашу руку и шлю поклон вашему Полю. Он, я слышал, хороший муж и хороший отец... Хвала ему! Жаль только, что он пьёт горькую (это не упрёк, ma chere!). Будьте здоровы, ma chere, счастливы и не забывайте, что у вас есть покорнейший слуга
Макар Балдастов.
1882
|