|
Роман с контрабасом
- Музыкант Смычков шёл из города на дачу князя Бибулова, где по случаю сговора «имел быть» вечер с музыкой и танцами. На спине его покоился огромный контрабас в кожаном футляре. Шёл Смычков по берегу реки, катившей свои прохладные воды хотя не величественно, но зато весьма поэтично.
- «Не выкупаться ли?» — подумал он.
- Не долго думая, он разделся и погрузил своё тело в прохладные струи. Вечер был великолепный. Поэтическая душа Смычкова стала настраиваться соответственно гармонии окружающего. Но какое сладкое чувство охватило его душу, когда, отплыв шагов на сто в сторону, он увидел красивую девушку, сидевшую на крутом берегу и удившую рыбу. Он притаил дыхание и замер от наплыва разнородных чувств: воспоминания детства, тоска о минувшем, проснувшаяся любовь... Боже, а ведь он думал, что он уже не в состоянии любить! После того, как он потерял веру в человечество (его горячо любимая жена бежала с его другом, фаготом Собакиным), грудь его наполнилась чувством пустоты, и он стал мизантропом.
- «Что такое жизнь? — не раз задавал он себе вопрос.— Для чего мы живём? Жизнь есть миф, мечта... чревовещание...»
- Но стоя перед спящей красавицей (нетрудно было заметить, что она спала), он вдруг, вопреки своей воле, почувствовал в груди нечто похожее на любовь. Долго он стоял перед ней, пожирая её глазами...
- «Но довольно...— подумал он, испустив глубокий вздох.— Прощай, чудное виденье! Мне уже пора идти на бал к его сиятельству...»
- И ещё раз взглянув на красавицу, он хотел уже плыть назад, как в голове его мелькнула идея.
- «Надо оставить ей о себе память! — подумал он.— Прицеплю ей что-нибудь к удочке. Это будет сюрпризом от «неизвестного».»
- Смычков тихо подплыл к берегу, нарвал большой букет полевых и водяных цветов и, связав его стебельком лебеды, прицепил к удочке.
- Букет пошёл ко дну и увлёк за собой красивый поплавок.
- Благоразумие, законы природы и социальное положение моего героя требуют, чтобы роман кончился на этом самом месте, но — увы! — судьба героя неумолима: по независящим от автора обстоятельствам роман не кончился букетом. Вопреки здравому смыслу и природе вещей бедный и незнатный контрабасист должен был сыграть в жизни знатной и богатой красавицы важную роль.
- Подплыв к берегу, Смычков был поражён: он не увидел своей одежды. Её украли... Неизвестные злодеи, пока он любовался красавицей, утащили всё, кроме контрабаса и цилиндра.
- — Проклятие! — воскликнул Смычков.— О, люди, порождение ехидны! 1 Не столько возмущает меня лишение одежды (ибо одежда тленна), сколько мысль, что мне придётся идти нагишом и тем преступить против общественной нравственности.
- Он сел на футляр с контрабасом и стал искать выхода из своего ужасного положения.
- «Не идти же голым к князю Бибулову! — думал он.— Там будут дамы! Да и к тому же воры вместе с брюками украли и находившийся в них канифоль!»
- Он думал долго, мучительно, до боли в висках.
- «Ба! — вспомнил он наконец.— Недалеко от берега, в кустарнике, есть мостик... Пока настанет темнота, я могу просидеть под этим мостиком, а вечером, в потёмках, проберусь до первой избы...»
- Остановившись на этой мысли, Смычков надел цилиндр, взвалил на спину контрабас и поплёлся к кустарнику. Нагой, с музыкальным инструментом на спине, он напоминал некоего древнего мифического полубога.
- Теперь, читатель, пока мой герой сидит под мостом и предаётся скорби, оставим его на некоторое время и обратимся к девушке, удившей рыбу. Что сталось с нею? Красавица, проснувшись и не увидев на воде поплавка, поспешила дёрнуть за леску. Леска тянулась, но крючок и поплавок не показались из воды. Очевидно, букет Смычкова размок в воде, разбух и стал тяжёл.
- «Или большая рыба поймалась,— подумала девушка,— или же удочка зацепилась».
- Подёргав ещё немного за леску, девушка решила, что крючок зацепился.
- «Какая жалость! — подумала она.— А вечером так хорошо клюёт! Что делать?»
- И, не долго думая, эксцентричная девушка сбросила с себя эфирные одежды и погрузила прекрасное тело в струи по самые мраморные плечи. Не легко было отцепить крючок от букета, в который впуталась леска, но терпение и труд взяли своё. Через какие-нибудь четверть часа красавица, сияющая и счастливая, выходила из воды, держа в руке крючок.
- Но злая судьба стерегла её. Негодяи, укравшие одежду Смычкова, похитили и её платье, оставив ей только банку с червяками.
- «Что же мне теперь делать? — заплакала она.— Неужели идти в таком виде? Нет, никогда! Лучше смерть! Я подожду, пока стемнеет; тогда, в темноте, я дойду до тётки Агафьи и пошлю её домой за платьем... А пока пойду спрячусь под мостик».
- Моя героиня, выбирая траву повыше и нагибаясь, побежала к мостику. Пролезая под мостик, она увидела там нагого человека с музыкальной гривой и волосатой грудью, вскрикнула и лишилась чувств.
- Смычков тоже испугался. Сначала он принял девушку за наяду.
- «Не речная ли это сирена, пришедшая увлечь меня? — подумал он, и это предположение польстило ему, так как он всегда был высокого мнения о своей наружности.— Если же она не сирена, а человек, то как объяснить это странное видоизменение? Зачем она здесь, под мостом? И что с ней?»
- Пока он решал эти вопросы, красавица приходила в себя.
- — Не убивайте меня! — прошептала она.— Я княжна Бибулова. Умоляю вас! Вам дадут много денег! Сейчас я отцепляла в воде крючок, и какие-то воры украли моё новое платье, ботинки и всё!
- — Сударыня! — сказал Смычков умоляющим голосом.— И у меня также украли моё платье. К тому же они вместе с брюками утащили и находившийся в них канифоль!
- Все играющие на контрабасах и тромбонах обыкновенно ненаходчивы; Смычков же был приятным исключением.
- — Сударыня! — сказал он немного погодя.— Вас, я вижу, смущает мой вид. Но, согласитесь, мне нельзя уйти отсюда, на тех же основаниях, как и вам. Я вот что придумал: не угодно ли вам будет лечь в футляр моего контрабаса и укрыться крышкой? Это скроет меня от вас...
- Сказавши это, Смычков вытащил из футляра контрабас. Минуту казалось ему, что он, уступая футляр, профанирует святое искусство, но колебание было непродолжительно. Красавица легла в футляр и свернулась калачиком, а он затянул ремни и стал радоваться, что природа одарила его таким умом.
- — Теперь, сударыня, вы меня не видите,— сказал он.— Лежите здесь и будьте покойны. Когда станет темно, я отнесу вас в дом ваших родителей. За контрабасом же я могу прийти сюда и потом.
- С наступлением потёмок Смычков взвалил на плечи футляр с красавицей и поплёлся к даче Бибулова. План у него был такой: сначала он дойдёт до первой избы и обзаведётся одеждой, потом пойдёт далее...
- «Нет худа без добра...— думал он, взбудораживая пыль босыми ногами и сгибаясь под ношей.— За то тёплое участие, которое я принял в судьбе княжны, Бибулов наверно щедро наградит меня».
- — Сударыня, удобно ли вам? — спрашивал он тоном cavalier galant, 2 приглашающего на кадриль.— Будьте любезны, не церемоньтесь и располагайтесь в моём футляре, как у себя дома!
- Вдруг галантному Смычкову показалось, что впереди его, окутанные темнотою, идут две человеческие фигуры. Вглядевшись пристальней, он убедился, что это не оптический обман: фигуры действительно шли и даже несли в руках какие-то узлы...
- «Не воры ли это! — мелькнуло у него в голове.— Они что-то несут. Вероятно, это наше платье!»
- Смычков положил у дороги футляр и погнался за фигурами.
- — Стой! — закричал он.— Стой! Держи.
- Фигуры оглянулись и, заметив погоню, стали улепётывать... Княжна ещё долго слышала быстрые шаги и крики «Стой!» Наконец всё смолкло.
- Смычков увлёкся погоней, и, вероятно, красавице пришлось бы ещё долго пролежать в поле у дороги, если бы не счастливая игра случая. Случилось, что в ту пору по той же дороге проходили на дачу Бибулова товарищи Смычкова, флейта Жучков и кларнет Размахайкин. Споткнувшись о футляр, оба они удивлённо переглянулись и развели руками.
- — Контрабас! — сказал Жучков.— Ба, да это контрабас нашего Смычкова! Но как он сюда попал?
- — Вероятно, что-нибудь случилось со Смычковым,— решил Размахайкин.— Или он напился, или же его ограбили... Во всяком случае, оставлять здесь контрабас не годится. Возьмём его с собой.
- Жучков взвалил себе на спину футляр, и музыканты пошли дальше.
- — Чёрт знает, какая тяжесть! — ворчал всю дорогу флейта.— Ни за что на свете не согласился бы играть на таком идолище... Уф!
- Придя на дачу к князю Бибулову, музыканты положили футляр на месте, отведённом для оркестра, и пошли к буфету.
- В это время на даче уже зажигали люстры и бра. Жених, надворный советник Лакеич, красивый и симпатичный чиновник ведомства путей сообщения, стоял посреди залы и, заложив руки в карманы, беседовал с графом Шкаликовым. Говорили о музыке.
- — Я, граф,— говорил Лакеич,— в Неаполе был лично знаком с одним скрипачом, который творил буквально чудеса. Вы не поверите! На контрабасе... на обыкновенном контрабасе он выводил такие чертовские трели, что просто ужас! Штраусовские вальсы играл!
- — Полноте, это невозможно...— усумнился граф.
- — Уверяю вас! Даже листовскую рапсодию исполнял! Я жил с ним в одном номере и даже от нечего делать выучился у него играть на контрабасе рапсодию Листа.
- — Рапсодию Листа... Гм!.. вы шутите...
- — Не верите? — засмеялся Лакеич.— Так я вам докажу сейчас! Пойдёмте в оркестр.
- Жених и граф направились к оркестру. Подойдя к контрабасу, они стали быстро развязывать ремни... и — о ужас!
- Но тут, пока читатель, давший волю своему воображению, рисует исход музыкального спора, обратимся к Смычкову... Бедный музыкант, не догнавши воров и вернувшись к тому месту, где он оставил футляр, не увидел драгоценной ноши. Теряясь в догадках, он несколько раз прошёлся взад и вперёд по дороге и, не найдя футляра, решил, что он попал не на ту дорогу...
- «Это ужасно! — думал он, хватая себя за волосы и леденея.— Она задохнётся в футляре! Я — убийца!»
- До самой полуночи Смычков ходил по дорогам и искал футляра, но под конец, выбившись из сил, отправился под мостик.
- — Поищу на рассвете,— решил он.
- Поиски во время рассвета дали тот же результат, и Смычков решил подождать под мостом ночи...
-
— Я найду её! — бормотал он, снимая цилиндр и хватая себя за волосы.— Хотя бы год искать, но я найду её!
.......................................................................................
-
И теперь ещё крестьяне, живущие в описанных местах, рассказывают, что ночами около мостика можно видеть какого-то голого человека, обросшего волосами и в цилиндре. Изредка из-под мостика слышится хрипение контрабаса.
1886
|